четверг, 17 марта 2011 г.

Важен ли Google PR в наши дни

Это перевод статьи Is Google PageRank still important in Search Engine Optimisation.

В SEO среде ведутся горячие дебаты о том, насколько важен PR сегодня и насколько сильно он влияет на результаты поисковой машины. Является ли PR важным параметром или мы можем смело его игнорировать? В статье мы коснемся этой спорной темы и попытаемся получить ответ на этот непростой вопрос. 
Для начала обсудим какие изменения имели место в последние несколько лет и только потов перейдем к главному вопросу статьи. Я крайне рекомендую вам прочитать статью целиком для того, чтобы вы четко представили себе эволюцию поисковиков в эти годы, тем не менее, если вы захотите, можете пропустить вступление и перейти к сути.


Что такое PageRank
Почти все знают, что PR это алгоритм. рассчитывающий web метрику, которая характеризует репутацию страницы в Google. Этот показатель зависит не только от качества и количества входящих ссылок, но также от нескольких других параметров, таких как количество исходящих ссылок, позицию/доступность ссылок и некоторых других. Необходимо отметить, что реальный PR представляет собой совсем не то, что мы привыкли видеть на PR тулбаре. Тулбар преобразует реальное значение  в привычное нам значение от 0 до 10, используя логарифмический (или схожий) метод.



Манипуляции PageRank
В первые годы Google, PR был одним из важнейших параметров, который сильнейшим образом влиял на результаты поиска. Как следствие, SEO профессионалы сфокусировали усилия на увеличении значения PR их сайтов, создавая нормальные или получая проплаченные ссылки со страниц с высоким PR. Параллельно SEO-шники и веб-мастера стали предпринимать попытки манипулировать распределением PR, изменяя структуру внитренних ссылок и используя техники культивирования PR.

Реакция Google
А Google совсем не нравится, когда люди пытаются манипулировать работой их алгоритмов. Они сконцентрировали свои усилия на том, чтобы уменьшить эффективность проплаченных ссылок. Они исключили их алгоритмически, банили сайты, торгующие линками, ввели атрибут rel="nofollow". Этот специальный атрибут сигнализирует, что ссылке нельзя доверять, и, как следствие, странице, на которую она указывает, не добавляется PR.
Google также пытался устранить эффект культивирования PR, изменив алгоритмы. Эти изменения привели к сокращению значительной части PR страниц, которые не проходили через "nofollow" ссылки
Также Google сообщил пользователям, что PR это только один из 200 параметров и веб-мастерам не стоит думать, что он единственно важный. Более того, они удалили вкладку PR из консоли Google Webmaster Tools и уменьшили частоту перерасчета численного показателя PR до 3 или 4 раз в год. Также Google сделали несколько алгоритмических изменений для распознавания поискового спама, добавили новые сигналы, такие как (Social Media Reputation) и изменили структуру их индекса (caffeine update). В завершении необходимо отметить, что Google запустили новые виды поиска (локальный, поиск новостей и RealTime поиск), где используются отличные от обычного поиска параметры.

Реакция и ответные действия SEO сообщества
Как вы понимаете, это как игра в кошки-мышки. Как только Google предпринимает действия, сводящие на нет устоявшиеся приемы, люди находят новые лазейки для манипуляции результатами поиска. SEO-шники разработали новые техники культивирование PR, а веб-мастера стали продавать ссылки аккуратнее (меньше количественно и более релевантные ссылки на странице, осторожное позиционирование, продажа ссылок на длительный период и т.д.) В это же время SEO профессионалы начали анализировать результаты поиска и находить новые пути быстрого и эффективного повышения PR. В добавок многие исследования на тему "как прогнозировать изменение PR"  стали публиковать открыто, наподобие статьи "Page Rank Unmasked" написанной Джоном Диксоном, маркетинговым директором Maejestic SEO. 

Кроме того произошло ещё одно важное изменение. Многие авторитетные представители SEO сообщества начали задавать о практической полезности PR. Сообщество разделилось на две группы: одни продолжали верить, что PR всё ещё является важным параметром и тех, кто говорил "Да забудьте вы про него". Таким образом, люди, которые годами поклонялись PR стали его игнорировать.

PageRank всё ещё важен?
Давайте отталкиваться от того, в чём мы можем быть уверены. PR и общее число ссылок влияет на количество страниц сайта индексируемых поисковиком. Проще говоря, если вы хотите, чтобы больше страниц было проиндексировано, вам нужно увеличить PR. Также, вам нужно быть уверенным в структуре линков, на важные страницы вашего сайта должны указывать источники с достаточно высоким PR. 




Более того, из недавнего видео Мэтта Каттса, мы знаем, что PR всё ещё важен, но мы не должны быть одержимы им: "PR пока важен, это один из наиболее важных из 200 параметров которые мы используем в ранжировании, но он не единственный". 




После просмотра этого ролика напрашивается вывод, что PR важен, но ещё важнее сфокусироваться на том как увеличить релевантный трафик, продажи и ROI.
В добавок, недавнее интересное исследование, проведённое SEOmoz-ом  даёт понять, что даже если PR не панацея, он всё-таки влияет на общее ранжирование: "Насколько сильно PR влияет на ранжирование? Короткий ответ: не очень сильно, но и не настолько слабо, чтобы полагать позицию Google ошибочной в этом вопросе (позиция Google такова: страницы которым мы доверяем - важные страницы, получайте высокий PR и вероятность попадания в ТОП поиска возрастёт)." Я уважаю изыскания SEOmoz-а и думаю, что исследование стоит почитать. Тем не менее, нужно отметить, что более важным вопросом является не "насколько PR может прогнозировать результаты поиска на первой странице", а "как PR влияет на действительное расположение результатов поиска для большого числа страниц и как много релевантных страниц с низким PR оказались выше при интенсивной конкуренции". Также, мы не должны забывать, что проводя сравнительный анализ нужно не только исследовать как одна переменная влияет на результат, но также исследовать эффект взаимовлияния. Это означает, что если использовать 2 или больше переменных для прогнозирования одновременно, результат может быть совершенно иным, чем при использовании их по отдельности. Я стал понимать больше после прочтения статьи  Аарона Уолла, который говорит о том, что сравнительный анализ иногда дает ошибочные результаты.На самом деле анализ тут не при чём, просто используют неверную модель. Web SEO аналитики используют более сложную модель для прогнозирования результатов поиска. В нашей SEO утилите SERP Analysis мы используем несколько параметров, включая PR для оценки эффективности каждого результата на конкретное ключевое слово. Утилита создаёт список ссылок из результатов поиска, отсортированных по численности (только Off-Page параметры). Также, для получения наиболее точных результатов, в подсчёте используются разные параметры, такие как авторитетность ссылки и домена, разнородность ссылок, ключевые слова в домене, значение PR, качество и количество ссылок и другие. Отзывы пользователей об утилите исключительно положительные, и это лишний раз подтверждает, что PR действительно должен использоваться в нашей модели.

Почему Google использует PR для ранжирования?
Для ответа на этот вопрос нужно понимать как работает поисковый движок. Все основные поисковые движки пытаются дать пользователю наиболее подходящий результат из наиболее надёжных источников. На данный момент компьютеры не очень хорошо справляются с выборкой знаний со страниц, и сравнений их со своей базой знаний, и с оценкой качества текста. Им приходится искать иные пути для установления авторитетности и надёжности каждого источника. Как мы знаем, поисковые движки используют данные входящих ссылок для оценки репутации. Это делается, в первую очередь, в связи с их предположением, что качественные страницы должны иметь больше качественных ссылок. Итак, если они могут адекватно оценить качество текста алгоритмически, им не нужно учитывать в оценке никакой информации из самой ссылки, для того, чтобы найти страницы, наиболее подходящие запросу пользователя.
С тех пор, как поисковые движки стали использовать в оценке ссылки, они должны были найти способ измерять значение каждой ссылки. Также, ввиду того, что невозможно сравнить все ссылки каждого результата, они разработали несколько числовых метрик, для более простой оценки исходников. В этом то месте PR и вступает в игру. Помимо PR Google оценивает различие доменов, степень доверия, авторитетность и несколько других параметров, которые они, очевидно, не раскрывают пользователям.
Конечно алгоритм расчёта PR был полностью переработан по сравнению с ранними версиями, одна из которых была описана в научной статье Ларри Пэйджа и Сергея Брина. Google проинформировал нас, что они больше не используют простую модель "случайного сёрфера", которая описана в документе, и они больше не тестируют каждую ссылку на странице одинаково. Быть может алгоритм расчёта PR был изменён настолько сильно, что в нём не осталось ничего от изначального. Тем не менее, это вовсе не означает, что PR теперь не имеет значения. Напротив, Google и другие поисковые системы используют схожие алгоритмы для оценки ссылок и результаты влияют на ранжирование. 
Последнее, что мы должны заложить в расчёт: PR может быть менее важен для некоторых запросов. Когда Google определяет, что конкретный запрос относится к географической области, или это локальный поиск, или поиск новостей или продукта, важность значения PR несомненно меняется. Google не скрывает, что разные типы поисков используют различные алгоритмы. Так можно рассчитывать, что PR менее важен при поиске записей блогов, чем при поиске новостей. Поэтому мы должны всегда помнить, что в таких случаях на передний план выступают другие параметры, например: свежесть, медиа-данные, близость, авторитетность источника. И тем не менее, это вовсе не означает, что мы можем попросту игнорировать PR.

Заключение: Итак, насколько всё-таки важен PR?
Я на 100% согласен с тем, что Мэтт Каттс сказал в своём недавнем видео. PR важный фактор. Это один из 200 параметров, но всё ещё важный для большого числа запросов. Не нужно быть одержимым им, но и игнорировать PR нельзя. Также необходимо учитывать, что реальное значение PR постоянно перерасчитывается, а результат отображенный в тулбаре - старый и неточный.И в тот момент, когда обновляется значение PR тулбара мы можем видеть хорошо ли работает наша кампания по строительству ссылок.
PR НЕ подходит для однозначной оценки того, насколько ваш бизнес успешен в онлайн. Для такой оценки лучше использовать уровень продаж, показатель конверсии или получаемый релевантный трафик. Тем не менее, если передо мной не стоит задача использовать единую метрику, я включу PR в анализ, особенно если мне нужно оценить успешность конкретного запроса. Я сознаю, что это не даст результата точного на 100%, но поможет мне понять какой тип запроса я выполняю, и, когда эта информация будет скомбинирована с остальной, анализ в целом будет точнее.
Какие данные вы используете для оценки вашей онлайн деятельности? Как вы оцениваете конкуренцию в SERP? Считаете ли вы, что PR важен? Высказывайте своё мнение в комментариях.
Вот тут: shakin.ru можно много полезного на похожие темы найти.

Не забывайте оставлять линк  =)
P.S. Если есть замечания по переводу - рад выслушать, да и комментарии по теме тоже интересны

1 комментарий:

  1. Интересная статья про PR. Спасибо, узнал много чего нового. Что ж попробую его поднять:)

    ОтветитьУдалить